150-летие Сарапульского викарианства: «…С этой минуты наш град делается новым духовным центром…»

18 сентября 2018 г., в Музее Истории религий и национальностей Прикамья состоялся круглый стол Древлехранителя Сарапульской епархии Виктора Ерастова с сарапульскими школьниками: «150 лет Сарапульскому Викарианству».

В материалах беседы использовались материалы любезно предоставленные Ученым секретарём МУК «Музей истории и культуры Среднего Прикамья» Касимовой Екатериной Анатольевной.
«Одной из главных проблем, которую осознавали в Церкви еще до начала правления Петра I, были большие размеры епархий. Правящий епископ физически не мог регулярно посещать вверенные ему монастыри и приходы. Данную проблему пытались решить несколькими способами, в первую очередь – разделением больших епархий на более мелкие. Другим вариантом решения возникших трудностей стало распространение института викарных епископов, помощников правящего архиерея». Ефрем Пашков, «Канонические и правовые основания деятельности викарного епископа в Русской церкви в XVII – начале XX веков».
В 1865 году в Российской империи издается указ Александра II о разрешении епархиальным архиереям иметь викариев. С этого момента в больших по территории епархиях стала учреждаться должность викариев в сане епископов.
Энциклопедический Словарь Брокгауза и Эфрона дает следующее определение понятию викарий: «Викарий — от латинского слова vicarius, что означает заместитель. Викарный архиерей в сане епископа носил название одного из городов епархии; но это не значило, что епископ имел в своем церковном управлении этот город и принадлежащий к нему уезд. Викарий был помощником епархиального архиерея, участие его в епархиальном управлении не было определено твердыми правилами».
Н. Н. Блинов в 1910 году в описании города Сарапула Вятской губернии указывает: «Кафедра викария вятского, епископа Сарапульского, открыта с 1868 года; но местопребывание в Сарапуле викарному епископу назначено в 1889 году: когда также открыто и Духовное Правление. Архиереи сменяются очень часто, и многолетней памяти о себе не оставляют.
Городское общество устроило архиерейский дом стоимостью до 30 тыс. руб. и передало также в ведение Синода деревянные дома – для Духовного Правления и дачу для владыки».
Одним из важнейших источников по истории Вятского края и епархии является также журнал «Вятские епархиальные ведомости» (далее – «ВЕВ»), который выходил в Вятке в 1863–1918 годах.
В «ВЕВ» за 1868 год помещен Указ Святейшего Синода от 5 февраля 1868 года «Об учреждении Викариатства в Вятской епархии», согласно которому в Вятской епархии появлялась должность викария с названием Епископ Сарапульский. Викарий назначался настоятеле Вятского Успенского Трифоновского монастыря, где и определялось его местопребывание.
В октябре 1868 года в «ВЕВ» публикуется Указ от 31 августа «О бытии Епископом Сарапульским, Викарием Вятской епархии, Настоятелю Козловского монастыря, Ректору Тамбовской семинарии, Архимандриту Геннадию». На место в Вятку первый Сарапульский викарий прибыл из Санкт-Петербурга 19 октября 1868 года. Так начались «первые шаги» в будущем самостоятельной Сарапульской епархии.
Важным этапом в процессе образования Сарапульской епархии стали духовные преобразования в Вятском крае 1889 года.
16 мая 1889 года был издан указ Святейшего Синода, согласно которому викариатство обращено в полусамостоятельный округ в составе Вятской епархии с пребыванием епископа в Сарапуле. («ВЕВ», 1889 год, № 11, с. 215). В указе была отражена инструкция первому викарию Вятской епархии, Епископу Сарапульскому, согласно которой он осуществлял духовное руководство в трех уездах: Сарапульском, Елабужском и Малмыжском, а также под его надзор попадали духовные училища в Сарапуле и Елабуге, церковно-приходские школы и школы грамоты. Викарий самостоятельно решал дела о присоединении к православной церкви раскольников и иноверцев, дела по благоустройству существующих церквей, дела о снабжении церквей в случаях надобности, избирал кандидатов на должность членов и столоначальников Сарапульского Духовного правления и Благочиний в уездах и т. д. Викарий имел свою печать с государственным гербом.
Ключевым событием, завершающим преобразования 1889 года, стало появление в Сарапуле Старцевогорского Иоанно-Предтеченского общежительского мужского монастыря Вятской епархии. Образование этого монастыря было во многом инициативой и заслугой викария Вятской епархии епископа Сарапульского Никодима.
Торжественное открытие монастыря состоялось 24 июня 1900 года. Во время праздничной литургии епископ Никодим произнес слово о значении монастыря для Сарапула и Сарапульского викариатства. «…Наш град созрел, чтобы был водружен светоч более высшей, духовной жизни. С этой минуты наш град, бывший доселе центром только промышленной и торговой жизни, делается новым духовным центром…» («ВЕВ», 1900 год, № 14, с. 633).
Одной из запоминающихся страниц в истории Сарапульского викариатства и Сарапульской епархии стало служение епископа Михея.
«18 и 19 мая в Вятке состоялись редкие для губернского города и первые в его истории церковные торжества – наречение и хиротония бывшего настоятеля Херсонисского Св. Владимира монастыря, архимандрита Михея в епископа Сарапульского — второго викария Вятской епархии.
Наречение проходило 18 мая, в субботу, в 12 часов дня, в Кафедральном соборе, в присутствии Вятского губернатора, чиновников и громадного количества граждан и сельских жителей, привлеченных невиданным зрелищем величественного священнодействия». («ВЕВ», 1902 год, № 11, с. 567).
Также в «ВЕВ» за 1902 год была опубликована биографическая справка об епископе Михее: «Епископ Сарапульский, Преосвященнейший Михей, в миру Михаил Алексеев, родом из дворян С.-Петербургской губернии, 51 год.
Воспитывался в военном морском училище, куда поступил в 1869 году. В 1872 году по экзамену произведен в гардемарина и назначен в третий флотский экипаж.
В следующем году произведен в мичманы и назначен во второй флотский экипаж. В 1877 году утвержден командующим 2-й ротой команды клипера «Алмаз». В 1880 году назначен командиром 5-й роты команды монитора «Единорог», а в 1883 году — командиром 3-й роты той же команды. В 1889 году произведен в капитаны 2-го ранга и в этом же году назначен старшим офицером монитора «Латник», а потом помощником командира 7-го флотского экипажа. В 1890 году уволен от службы по домашним обстоятельствам (смерть жены) с чином капитана 1-го ранга.
С 1890 по 1892 годы прожил в Оптиной Пустыни (мужской монастырь в Калужской епархии), пользуясь отеческими наставлениями и руководством в иноческой жизни от досточтимого старца Амвросия. В 1892 году принят в число вольнослушателей Московской духовной академии и в том же году был пострижен в монашество в академической церкви, а в 1893 году рукоположен в сан иеромонаха.
В 1896 году, по окончании курса учения в академии со степенью кандидата богословия, был назначен смотрителем Жировицкого духовного училища и в том же году был перемещен на должность синодального ризничного 12 апостолов церкви. В 1897 году возведен в сан игумена и назначен директором Сергиево-Посадского отделения попечительного о тюрьмах общества.
В том же году получил назначение на должность настоятеля Волоколамского Иосифова монастыря, а в 1898 году возведен в сан архимандрита.
В 1900 году архимандрит Михей вызван был Святейшим Синодом в С.-Петербург и назначен в санитарный отряд Красного Креста на пароход, имеющий целью совершать рейсы между Таку и Владивостоком для сопровождения больных и раненных воинов.
В 1901 году архимандрит Михей был перемещен на должность настоятеля в Херсонисский Св. Владимира первоклассный общежительский монастырь Таврической епархии и уже оттуда был утвержден на сан епископа Сарапульского с присвоением ему именования второго викария Вятской епархии, а 6 сентября 1902 года распоряжением правительства был назначен настоятелем Сарапульского Старцевогорского монастыря».
С именем епископа Михея связано яркое для Сарапула начала XX века событие приезд выдающегося деятеля русской православной церкви о. Иоанна Кронштадтского. Уже в дореволюционной России почитание этого святого было велико, существовали хромолитографии с его изображением, подобным тому, как изображают его сейчас на иконах. Вот что писал о приезде Иоанна Кронштадтского «ВЕВ»: «Это было 21-го июня 1904 года в г. Сарапуле, куда батюшка прибыл по приглашению Преосвященного Сарапульского епископа Михея.
В зале местного Духовного училища собралось окрестное духовенство в ожидании приглашенного туда батюшки. Когда он появился в дверях зала, все присутствующие встретили дорогого гостя пением: «Днес благодать святаго Духа нас собра …» Батюшка сначала прошел в храм училищный, приложился к св. престолу, а потом вернулся в зал и пригласил всех сесть вокруг стола. Началась его дивная беседа с собравшимися». (1904 год, № 19, с. 1116).
Полностью самостоятельная Сарапульская епархия была образована 7 сентября 1918 года указом Патриарха, Св. Синода и Высшего Церковного Совета с наименованием епархиального епископа Сарапульским и Елабужским, с включением в ее состав Сарапульского, Елабужского и Малмыжского уездов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели