Музею истории религий и национальностей Прикамья передан макет сарапульского Вознесенского кафедрального собора

12 октября 2018 года в МБУК «Дворец культуры «Электрон — Центр возрождения и развития национальных культур» г. Сарапула перед началом торжественного вечера, посвященного 150-летию Сарапульского викариатства, 100-летию самостоятельной Сарапульской епархии и 5-летию ее возрождения в дар Музея истории религий и национальностей Прикамья передан макет Вознесенского кафедрального собора изготовленный под руководством доцента Кафедры компьютерных технологий Удмуртского государственного университета Михаила Валентиновича Курочкина.

Вознесенский собор в Сарапуле — утраченный памятник архитектуры Прикамья середины XVIII — начала XX веков. Объемно-пространственная композиция, пропорции и художественное убранство после утраты оставались загадкой для исследователей архитектурного наследия Вятской губернии и Удмуртии. Периодические археологические исследования центральной площади города носили фрагментарный характер и были направлены на иные цели. Таким образом, основным источником данных по архитектуре здания стали архивные источники. Ключевым стало дело о реконструкции собора в 1898 г. по проекту Вятского губернского архитектора И. А. Чарушина. Исследование архивного источника позволило достоверно восстановить план храма и систему измерений здания.
Первая Вознесенская церковь стала основной архитектурной доминантой образованного села на берегах реки Камы. История храма напрямую связана с поселением, ставшим основой будущего города Сарапула. В источниковой базе не сохранилось сведений о строительстве первой деревянной церкви. В Сарапульской дворцовой слободе действовала деревянная соборная церковь, сгоревшая в ночь на 9 июня 1776 г. 2 июля 1776 г. епископом Вятским и Великопермским Лаврентием выдана храмозданная грамота № 1555 на строительство небольшой деревянной церкви. Однако в 1777 г. на Соборной площади приступили к строительству каменного собора. Главный престол освящен 16 марта 1785 г.

Основной кубический объем собора с традиционным позакомарным покрытием увенчан крупной световой главой (в центре) с цилиндрическим барабаном. Крупный одноапсидный закругленный алтарь с высокой купольной кровлей понижен и слегка сужен по отношению к основному объему. За основу взято традиционное пятиглавие. Общую компактную композицию несколько нарушает широкая прямоугольная трапезная с многоскатной кровлей. Апсида понижена до уровня первого света четверика и объединена одной горизонталью, опоясывающего их карниза. Трехосевые боковые фасады четверика (с входным проемом в центре) разделены карнизом на два яруса. Фланкируют оси рустованные лопатки. Карниз четверика по лопаткам раскрепован. Убранство фасадов четверика выдержано в формах XVII в.: цокольный пояс с поребриком, карниз с пилой и по четыре круглых кокошника на каждой из сторон. Наиболее нарядны наличники окон четверика и алтаря, обрамленные полуколонками с бусинами и двойными щипцами, завершенными волнистыми архивольтами. В традиционном декоре прослеживается стилистика позднего Вятского барокко характерного для артели семьи Горынцевых.
 Длина апсиды = 7,4 м;
Ширина апсиды = 9,5 м.
Высота четверика (по нулевой отметке) = 15 м;
Длина четверика = 15 м;
Ширина четверика = 13 м;
Толщина стен четверика = 1,7 м.
 На месте снесенной до основания старой трапезы 14 марта1802 г. заложена новая трапезная по проекту Ф. М. Рослякова, престолы которой освящены в 20 сентября 1802 г.  Прямоугольный в плане объем под многоскатной кровлей возведен на один уровень с апсидой. Семь осей каждого фасада трапезной обрамлены сплошными рамочными профильными наличниками. Оси поддержаны подоконными досками и плоскими выступами над поемами. Фланкирующие оси выделены лопатками. Завершает фасады трапезной широкий пояс между карнизами.Длина трапезной = 21 м;
Ширина трапезной = 20 м;
Толщина стен трапезной = 1,4 м;
Высота трапезной (по нулевой отметке) = 6,5 м.
С запада примыкает колокольня, состоящая из четырех четвериков одного в плане размера. Нижний ярус покоится на массивном основании. Позднее к нему были пристроены боковые палатки. Ярусы звонов прорезаны широкими арочными проемами. Венчает колокольню невысокий шатер с изящным изгибом кровли. Представительные фасады колокольни, целиком выдержанны в формах раннего классицизма. Каждую арку с импостами в пятах фланкируют двойные лопатки огибающие углы. Делят ярусы широкие выносы мощных карнизов.
Убранство фасадов колокольни традиционно для творчества Вятского губернского архитектора Ф. М. Рослякова.
Длина основания колокольни = 8 м;
Ширина основания колокольни = 8 м;
Высота основания колокольни (по нулевой отметке) = 8,5 м;
Высота первого яруса колокольни = 8,5 м;
Высота второго яруса колокольни = 5,8 м;
Общая высота колокольни с шатром (по нулевой отметке, до 1901 г.) = 39 м;
Высота третьего яруса колокольни = 6,4 м;
Общая высота колокольни с шатром (по нулевой отметке, после 1901 г.) = 45,5 м;
Толщины стен колокольни = 1,5…2,5 м;
Толщина стены южной примыкающей к колокольне палатки (после 1902 г.) = 1,27 м.
 Помещение храма перекрыто сомкнутым сводом. Апсида — коробовым сводом с конхой. Трапезная, с четырьмя столбами, перекрыта системой крестовых сводов, опирающихся на арки между столбами и стенами. Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом.
 Здание Вознесенского собора снесено в 1930-е гг.
Общая длина Вознесенского собора (с погрешностью толщины стен) = 50 м;
Общая ширина Вознесенского собора = 20 м.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели